Что такое наука. Для чего она нужна.

Наука (современная или вообще) может быть определена по-разному, но я не буду их здесь цитировать. Я сосредоточусь на том, что для меня есть наука. Энциклопедические определения (включая то, что можно найти в Википедии) определяют, среди прочего, науку. как автономная часть культуры, служащая для объяснения функционирования мира, в котором живет человек. Однако это определение так же хорошо, как (с учетом современного понимания концепции науки) неверно. Да, наука, безусловно, является частью культуры, понимаемой как совокупность материальных и нематериальных продуктов человека. С другой стороны, объяснение функционирования мира — это концепция, которая сегодня также очень неоднозначна и зависит от многих ненаучных условий, включая культурные, антропологические, религиозные … этот мир некоторое время назад. Конечно, можно сказать, что астрофизики считают, что Большой взрыв произошел более 13,8 миллиарда лет назад, так в чем же разница? И вот, в ответ на этот вопрос, начинается характеристика особенностей современной науки, которые я знаю и немного практикую.

Вы можете стать ближе к науке и заказать статью Scopus

Так что для меня наука?

Во-первых, обучение — это любопытство. Уже в древности, а, возможно, и раньше, возможно, вскоре после осознания, люди начали спрашивать себя, как? Почему? То есть вопросы об описании явлений и их причин. Точно такие же вопросы задают и люди, практикующие разные научные дисциплины. В этом аспекте цель науки — узнать правду о данном факте, явлении или процессе.

И здесь мы подходим к другой концепции, над которой философы работали и размышляли на протяжении веков — что такое истина? Опять же, здесь мы имеем дело со многими определениями, но в современной науке истину можно определить как набор информации, полученной из конкретных, подходящих для данного этапа развития науки и дисциплины инструментов, наиболее точно описывающих конкретный аспект действительности. окружающий человек. Конечно, в науке это определение руководствуется многими принципами и оговорками, нижеследующие основные обертоны которых заключаются в том, что в науке нет окончательной истины, но истина на данный момент имеет особенности, независимо от автора этой научной истины. определение его достоверности, то есть истины. Это характеристики, которые отличают научную истину от любого ненаучного набора убеждений и убеждений.

Итак, что нужно, чтобы прийти к научной истине по любому интересующему нас вопросу? Во-первых, вышеупомянутое любопытство (как и почему?), Вероятно, вызванное особенностями человеческого (или, возможно, дочеловеческого) разума. Это любопытство могло быть и было в прошлом практическим аспектом. Например, мы хотим лучше понять анатомию, физиологию, биохимию, биофизику и молекулярную биологию кровеносной системы человека (или любой другой системы), чтобы лучше понимать, прогнозировать и лечить ее заболевания. Но наука — это не только ее применение, но и применимость.(хотя этому аспекту уделяется все большее внимание, особенно организациями, финансирующими исследования через различные гранты и стипендии, где возможность применения полученных знаний на практике — расширение пространства истины в данной области — часто более привлекательна, чем просто научиться удовлетворять любопытство ). Можно предположить, что в медицинской науке развитие знаний всегда направлено на их применение во благо нынешних и будущих пациентов. Однако следует подчеркнуть, что практические последствия и применения данного научного открытия в медицине или смежных науках необязательно и обычно не являются немедленными. Однако это не правило во многих других дисциплинах науки — трудно представить себе практические приложения научной астрофизики и космологии, описывающие рождение Вселенной или выдвигающие гипотезы, что существует множество таких вселенных (хотя практическое применение астрономии очевидно и известно веками …). Тем не менее, мы все еще задаемся вопросом, в том числе с научной точки зрения, о таких совершенно бесполезных вопросах …

Здесь мы подходим к следующей концепции, первой в серии статей, иллюстрирующих, как практикуется современная наука. Эта концепция является научной гипотезой , то есть, проще говоря, идеей исследователя объяснить сделанные наблюдения. В науке о патофизиологии, которая тесно связана с моей медицинской специальностью, такие гипотезы часто выдвигаются как предложения для объяснения этиопатогенеза той или иной, старой или возникающей болезни как новой сущности. Простейшими примерами являются инфекционная или генетическая (мутационная) этиология, воспалительный или дегенеративный патогенез и многие другие. Верна ли гипотеза (даже научная)? Конечно, нет! Для того, чтобы данная научная гипотеза стала научной истиной хотя бы на какое-то время (подробнее об этом ниже), она должна быть проверена.то есть подтверждено научными исследованиями. Цель любого научного исследования — проверить или опровергнуть гипотезу (в последнем случае мы имеем в виду доказательство того, что данная гипотеза не является и не может быть верной).

Проверка и опровержение научных гипотез — основной элемент научного метода. описание реальности. Как создаются научные гипотезы? Что ж, гипотеза может возникнуть просто из собственных мыслей исследователя по этой теме. К сожалению, из-за логарифмического развития знания, происходящего в настоящее время во всех его областях (по крайней мере, в отношении естественных и медицинских наук), такой подход может иметь печальный эффект для исследователя в виде взлома дверей, то есть попыток для проверки гипотезы, которую кто-то уже проверял до него .или опровергнут. Даже если такой исследователь получил средства на такой исследовательский проект, их использование здесь не кажется очень продуктивным (но см. Ниже — разоблачение парадигмы). Следовательно, теперь (а в эпоху широкого доступа к хранилищам знаний в любой области через Интернет это относительно просто) исследователь, занимающийся данной темой и выдвигающий гипотезу, должен ознакомиться с тем, что другие, ранее занимавшиеся этим вопросом, пришлось сказать на ту же тему. Однако это не означает, что то, что уже было исследовано и опубликовано по данной научной теме (также в медицине!), Является истиной в последней инстанции на веки веков (см. Ниже).

Научный метод (по отношению к различным областям науки, уделяя внимание различным аспектам получения и проверки знаний, но одинаков для всех научных дисциплин) — это набор стандартных действий, направленных на проверку или опровержение научной гипотезы, выдвинутой данным исследователь или кто-то другой, занимающийся той же или родственной областью обучения. Иногда в исследовательском центре существует вера или даже неписаное правило, согласно которому, если один из исследователей или исследовательских групп, работающих в нем, занимается определенной темой, других исследователей или группы из того же центра предостерегают от этой темы. Это, очевидно, неправильный подход, потому что даже в одном центре могут возникнуть разные гипотезы по одному и тому же предмету, и пока каждая из них не будет тщательно проверена или опровергнута, нельзя судить, какая из них истинна (или ложна).

Научные инструменты и исследования являются частью научного метода. Научный инструмент — это совокупность материальных и нематериальных продуктов разума и рук человека, специально предназначенных для решения данной научной проблемы или, чаще, для решения групп связанных проблем. Научный инструмент часто специфичен для данной дисциплины (например, анкеты для социологии, уравнения и другие математические конструкции для точных наук, метод окрашивания бактерий в микробиологии), но он также может быть универсальным (например, статистические методы могут использоваться для описания поведение атомов, клеток и сообществ, электронный микроскоп покажет структуру любой клетки, а также кристалла, а телескоп можно использовать для просмотра планет, звезд (астрономия) или для научного взгляда на других людей (поведенческие науки или криминология) и животных (этология). Научный инструмент или его команда должны быть хорошо адаптированы к рассматриваемой проблеме, чтобы обеспечить как можно больше результатов для проверки или опровержения исследовательской гипотезы. Плохо выбранные инструменты исследования дадут бесполезные и часто вводящие в заблуждение результаты!

Что такое научное исследование, которое в современной науке считается единственным подходящим способом проверить / опровергнуть выдвинутые гипотезы? Хорошо спланированное научное исследование создает гипотезу, а затем разбивает ее на более мелкие вопросы — исследовательские вопросы . Использование соответствующих инструментов дает ответы на отдельные вопросы, и сумма этих ответов окончательно интерпретируется, чтобы сделать вывод о том, является ли данная гипотеза истинной или ложной, а затем публикуются в знаниях (и не только), доступных каждому, кто участвует в исследовании. данное поле.

Цели публикации ваших собственных научных результатов многочисленны. Прежде всего, исследователь хочет (или, по крайней мере, должен) подвергнуть свои гипотезы, методы их проверки, результаты и выводы строгой оценке других исследователей в этой области знаний, то есть экспертной оценке.). В принципе, такой обзор гарантирует, что научное сообщество признает правильность гипотезы, используемых методов и инструментов, надежность представления результатов (см. Ниже) и правильность вывода. На него не должно влиять отношение рецензента к теме, даже если он или она имеет другую гипотезу по теме, отличную от той, которую он исследует, которую он сам исследует. Публикация результатов исследования, если она сделана правильно и надежно, позволяет другим исследователям повторить описанные исследования и эксперименты, чтобы проверить, действительно ли автор публикации может наблюдать то, что он описывает. Конечно, речь не идет о том, чтобы подвергнуть сомнению априори описанные результаты ; скорее, для их подтверждения другими исследователями, что увеличивает их доверие.

Примечание: поскольку точно описывать то, что кто-то уже сделал, крайне непродуктивно, и специализированные журналы не публикуют такие повторы, сделанные с использованием тех же методов, на том же исследовательском материале и на основе одной и той же гипотезы, обычно авторы таких работ творчески разрабатывают гипотезы своих предшественников, добавляя собственные исследовательские вопросы, используя немного другие инструменты и т. д. Также случается, что команда, повторяющая работу своих предшественников, используя те же инструменты, материалы и методы, как описано, будет получать разные, иногда даже противоположные, результаты .

И здесь мы подходим к проблеме надежности , честности и научной этики . Наука имеет смысл как источник познания (расширения знаний) только в том случае, если научные исследования тщательно проводятся и представлены. Что означает надежность применительно к проведенному исследованию? Прежде всего, выполняя их наилучшим доступным для исследователя способом, не предполагая априори, что результаты должны подтвердить его гипотезу. Последнее иногда приводит к отрицанию результатов, отклоняющихся от этого предположения ( моя гипотеза должна быть верной; поскольку результаты говорят об обратном, тем хуже для результатов), фальсифицируя научные отчеты или представляя в публикации только те результаты, которые нравятся исследователю, даже если он также получил другие результаты (например, много лет назад, когда исследователи (включая одного из нобелевских лауреатов!) область экспериментальной трансплантологии пыталась доказать свою гипотезу об эффективности некоторых манипуляций для сохранения кожного трансплантата у мышей путем окрашивания — усиления цвета — пересаженной кожи, чтобы она выглядела непоколебимой…). Правильно, конечно, только представить все полученные результаты, а если они не подтвердятся, то изменить гипотезу. Поддержание целостности исследования достигается путем ведения точных протоколов и журналов исследований, содержащих все наблюдения, результаты, методы, комментарии и интерпретации. После упомянутого выше скандала многие центры ввели правило, что карточки в таких блокнотах должны быть пронумерованы. Конечно, в эпоху электронной исследовательской документации можно и труднее обнаружить различные нечестные действия, предпринимаемые исследователями ради славы, денег … но рано или поздно другие исследователи обнаруживают проблемы, которые заканчиваются не только изъятием информации. уже опубликованные научные работы как ненадежные (даже таких известных периодических изданий, какNature or Science ), но это также конец научной карьеры автора ненадежных исследований.

Надежность исследователя — это еще и его скромность — признание того, что он может ошибаться и что его любимая гипотеза просто не соответствует действительности. Честность исследования также заключается в том, чтобы избегать плагиата — вы не должны представлять свою гипотезу и / или результаты как свои собственные, и если мы изучаем ту же проблему, что и другие до нас, мы всегда должны цитировать задокументированные наблюдения этих предшественников и их интерпретации в наших публикациях. пытаясь создать новые знания, отправляя свои собственные результаты с уже опубликованными. Честность исследователя — это осознание ограничений — в смысле постоянной неполноты имеющихся знаний по любому предмету, что, конечно, также является закваской для дальнейших исследований, но также и несовершенства имеющихся — даже лучших — инструментов и методов. , и, наконец, ограничения, проистекающие из определенных особенностей мышления исследователя (в частности, в т.ч.

Отдельный вопрос — это научная этика, то есть что (помимо указанных выше вопросов) исследователю разрешено, а что — нет. И, конечно же, речь идет не об ограничении или цензуре мыслей и научных гипотез, а о том, что, особенно в медицине, невозможно провести все (особенно инвазивные) исследования на человеческом материале. Чтобы обойти эту этическую проблему, мы используем различные исследовательские модели — в биомедицине это исследования на животных, культуры клеток и тканей in vitro и, наконец, моделирование in silico., то есть с использованием математических и компьютерных методов. Последний хорошо подходит для проверки гипотез по результатам, полученным более традиционными методами, но не может их заменить. Исследовательские модели с использованием экспериментальных животных (помимо их часто сомнительных этических аспектов) отвечают на поставленные исследовательские вопросы, но в контексте анатомии, физиологии, биохимии, генетики и т. Д., Которые характеризуют данный вид животных, который отличается от Homo sapiens. виды .Поэтому полученные ответы следует интерпретировать очень осторожно и не могут быть напрямую переданы человеку. В частности, это относится к моделям на животных (и полученному с их помощью пониманию этиопатогенеза) многих заболеваний и патологических процессов, модели которых могут даже значительно отличаться от патологии человека …

В Польше проблемы этики в науке регулируются Кодексом этики исследователей, разработанным Комитетом по этике в науке Польской академии наук. Однако это не абсолютное право, а всего лишь набор руководящих принципов.

Наконец, система истинных и проверенных гипотез в данной области науки создает парадигмы.. Например, преобладающая, хорошо проверенная парадигма состоит в том, что бактериальная инфекция через продукты бактериального распада и секреции вызывает воспалительную реакцию, которая вызывает специфические эффекты, распознаваемые как симптомы этой инфекции. Вечны ли парадигмы? Конечно, нет. Парадигма в любой области науки (включая медицинские) может быть ниспровергнута и заменена другой, новой парадигмой, если развивающиеся научные инструменты и новые знания, полученные с их помощью в этой области, приводят к фальсификации гипотез, которые ранее считались ошибочными. быть правдой и научно доказанным. Поэтому относительно недавно парадигма этиопатогенеза ревматоидного артрита изменилась — от аутоиммунного гуморального заболевания, при котором производство аутоантител должно было быть первой причиной патологии, по отношению к аутоиммунному заболеванию, но при котором закваска кажется нарушенной функцией Т-лимфоцитов. Этот пример иллюстрирует тревожный факт, что даже в современной медицине нет ничего на 100% определенно, и знания, которые мы сейчас имеем, могут быть расширены, частично или даже полностью изменены, сфальсифицированы в ближайшем или отдаленном будущем (часто все еще в нашей профессиональной и научной жизни нами или другими исследователями). Учит смирению и осторожности. и даже полностью сфальсифицированы в ближайшем или отдаленном будущем (часто в течение нашей профессиональной и научной жизни нами или другими исследователями). Учит смирению и осторожности. и даже полностью сфальсифицированы в ближайшем или отдаленном будущем (часто в течение нашей профессиональной и научной жизни нами или другими исследователями). Учит смирению и осторожности.

Резюме

Наука в современном понимании — это объективированный (независимый от исследовательских установок и взглядов) метод увеличения объема доступных знаний о различных аспектах окружающей действительности. Наука — это функция человеческого любопытства и познания, которые могут иметь или не иметь практического применения (в медицине такая практика научных исследований желательна для пользы пациентов и здоровья населения). Внедрение науки включает в себя формулирование гипотез, их проверку или фальсификацию с использованием инструментов и методов, подходящих для научной дисциплины, а затем обнародование их для оценки специалистов в данной области. Наука не обладает и не создает абсолютных истин — то, что является истиной на некоторой стадии познания, может быть отвергнуто на более поздней стадии.