Что такое рентабельность продаж и зачем ее вычислять

Решив открыть собственный бизнес и получать стабильный доход, будущий предприниматель сталкивается с проблемами. Прежде всего, как же понять, что дело пошло в гору, что экономические показатели демонстрируют тенденцию к росту? В этом случае следует применять элементы анализа, но отойти от строгих догм, прописанных в вузовских учебниках в сторону более практичных и жизненных моделей.

Оценить эффективность работы предприятия поможет оценка рентабельности продаж, под которой подразумевается отношение прибыли к выручке. Этот показатель дает возможность понять, какую прибыль предприятие получает с каждого рубля выручки. К примеру, при рентабельности, равной 20%, на один рубль выручки предприятия приходится 20 копеек прибыли.

Чтобы стало более понятно, приведем пример. Допустим, некое предприятие за три месяца получает такую прибыль (в тысячах рублей):

  • январь – 400;
  • февраль – 700;
  • март – 1200.

При этом выручка соответственно 100, 120 и 140 тысяч рублей. На первый взгляд, тенденции положительны, из месяца в месяц увеличивается прибыль, также растет выручка. Но более объективную картину мы получим, если вычислим рентабельность. Итак, в январе она составляла 25%, в феврале – 17%, в марте – 16.

новости об онлайн-кассахКак видим, показатель рентабельность сокращается из периода в период, что говорит о недостаточно эффективной работе предприятия. С каждым месяцем фирма работает менее продуктивно, что ведет к потере прибыли. Проведенный расчет позволил понять, что в деятельности бизнеса имеются проблемы. Теперь руководитель сможет разработать комплекс решений для их преодоления.

Поскольку прибыли существует несколько видов, показатели рентабельности также различны и могут исчисляться по ряду параметров. Например, по валовой или маржинальной прибыли, по операционной или чистой прибыли. Если в расчетах используется последний показатель, он дает возможность узнать, насколько эффективно работает бизнес в целом. Под чистой прибылью в экономике подразумевается конечный итог работы предприятия.

Выполняя расчет рентабельности по валовой прибыли, предприниматель сможет узнать, насколько эффективно работает конкретное направление или отдел предприятия. Под данным видом прибыли понимается разность между полученной выручкой и понесенными издержками.

Чтобы понять, насколько продуктивно предприятие работает по статье переменных расходов, проводят расчет рентабельности по маржинальной прибыли. Наконец, понять, насколько результативно бизнес использует ресурсы для получения прибыли, позволит расчет операционного показателя.

Для получения полной и объективной картины эти расчеты проводят в совокупности.